Ампир в интерьере

Ампир в интерьере возник как стиль и атрибут власти, чиновничества. Кстати, понятие ампир происходит от латинского слова imperium, что значит власть. Основным источником вдохновения для складывания стиля ампир в интерьере было искусство Древнего Рима. Возможно, по той причине, что базис нового стиля уже был готов полностью, стиль ампир сформировался очень быстро. Стиль ампир – это стиль французской империи, временные рамки которого довольно узки: с 1804 года по 1815 год. Ампир – это перерождение классицизма в холодный стиль, который олицетворяет и одновременно пропагандирует власть.

Ясность, гармония, которые присутствовали в интерьере при правлении Людовика XVI и демократическая строгость эпохи Директории сменяется пафосным великолепием стиля ампир в интерьере. Холодность и жестокость форм и структуры – вот основные черты ампира. Затвердевший стиль Людовика – такую историческую характеристику получил ампир. Время ампира во Франции – это время правления Наполеона, желавшего пышности и великолепия. Пышность и великолепие несколько не сочетались с античностью. Но для Наполеона Римская империя была примером для подражания, целью, к которой стремился диктатор.

Так, за основу создания стиля ампир в интерьере дворцов была взята античность, а именно Древний Рим. В отличие от классицизма, который возникает под мировоззрением эпохи, естественным путем, ампир складывается, можно сказать, насильственно. Некоторые дизайнеры характеризуют стиль ампир, как продолжение стиля классицизм, считая его высшей точкой развития классицизма. Однако это совершенно разные стили, взять хотя бы основу, на которую опираются оба стиля. Ампир – это императорский Рим, а классицизм – это демократическая Греция. Искусство Рима – не есть искусство Греции, как его высшая степень развития, это скорее декаданс.

Архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен возглавили работы по оформлению таких дворцов, как Лувр, Тюильри, Фонтенбло) и Сен-Клу. Именно эти имена и создали стиль ампир в интерьере. Созданный альбом мебели, в который вошли проекты ампирной мебели, прославил архитекторов. Именно по рисункам придворных архитекторов производилась мебель для обстановки дворцов Потсдама, Виндзора, Петербурга. Создание стиля ампир – это еще и заслуга художника Ж.-Л. Давида, который разрабатывал и диктовал моду на мебель и одежду.

Совместно с декоратором Ж. Жакобом были разработаны эскизы мебели на основе тщательного изучения искусства Древнего Рима. Интерьер дворцов превращается в театрализованное представление. Салоны Парижа и Петербурга представлялись застывшими и холодными в прямом смысле этого слова, поскольку плохо отапливались. Интересен тот факт, что побежденные Наполеоном государства не приняли ампир. Стиль империи был принят только Россией, причем добровольно, видимо по причине своего растущего императорского могущества. Итак, в Европе складываются два ампира – наполеоновский или французский и русский.

Имперский блеск наполеоновского ампира, который приходит на смену сдержанности, отличается от королевского блеска рококо и барокко помпадурства. Прямые линии и симметрия – это формы, которые характеризуют стиль ампир. Тем, кто желает создать подобный стиль у себя дома, превратив его во дворец, должны сделать центральным местом мраморный белый камин. Главным предметом, вокруг которого будет строиться пространство, не обязательно должен быть камин. Но этот мебельный предмет должен быть массивным, стремиться ввысь, а не вширь. Табуреты должны быть расставлены симметрично и строго.